(01) Вид на Кремль из Пашкова дома.

Пашков дом — часть архитектурного комплекса, принадлежащего Российской государственной библиотеке (РГБ, бывшая «Ленинка»).

Провожатая просила нас отключить вспышку при фотографировании Кремля, потому что Кремль по всему периметру усиленно охраняется снайперами. Я не понял, какая может быть связь фотовспышки со снайперами, но не стал спрашивать.

На крыше Пашкова дома когда-то велись съёмки «Мастера и Маргариты». Цитирую Михаила Булгакова: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

Теперь выход на крышу возможен строго с разрешения директора РГБ. Весь комплекс изнутри и снаружи охраняется одетыми в чёрную форму бойцами Росгвардии, но есть и обычные с виду вахтёры.

(02) Пашков дом. «Саломея» Екатерины Беклемишевой (1902).

(03) Российская государственная библиотека, 2019.06.05.

Каталожный зал отдела рукописей Румянцевского музея (ныне РГБ), где Николай Фёдоров 25 лет работал и беседовал с Владимиром Соловьёвым и Львом Толстым.

Анна Олеговна Горская — ближайшая помощница Анастасии Гачевой. Запечатлена рядом с портретом Н. Фёдорова, выполненным художником Л.О. Пастернаком по его также известным карандашным наброскам, незаметно сделанным с натуры.

(04) Российская государственная библиотека, 2019.06.05.

Анастасия Георгиевна Гачева — душа «разношёрстного» (по выражению Е. Кучинова) космистского движения в России.

Сергей Авдеев — лётчик-космонавт РФ, герой РФ, кавалер Ордена Почётного легиона (Франция). Общая продолжительность пребывания в космосе — 747 суток 14 часов 14 минут (за три полёта). Совершил 10 выходов в открытый космос общей продолжительностью 42 часа 1 минута. На Чтениях выступил несколько раз в разные дни, демонстрировал видео, снятые на Международной космической станции.

В беседе с глазу на глаз на мой вопрос, были ли американцы на Луне, ответил, что есть веские доводы как за, так и против этой версии. А я думаю, что все космонавты знают абсолютно точный ответ.


(05) Российская государственная библиотека, 2019.06.05.

Игорь Владимироваич Сагнок (слева), председатель Угличского родословно-краеведческого общества им. Ф.Х. Кисселя. Старовер. В своём пленарном докладе «Российская погребально-поминальная традиция в свете учения Н.Ф. Фёдорова» высказал мнение: Николая Фёдорова надо канонизировать как святого. Но не сегодня, а тогда, когда Русская православная церковь преодолеет раскол.

Максим Владимирович Скулачёв (справа), ведущий научный сотрудник НИИ Физико-химической биологии МГУ. Сын академика РАН В.П. Скулачёва. Выступил с пленарным докладом «Концепция запрограммированного старения: теоретическое обоснование и практические последствия».

Этот доклад был один из самых интересных на Чтениях. Выступавший в совершенстве владел русским языком (что встречается редко) и был в высшей степени убедителен, хотя прямо заявил, что рассказывает о научных гипотезах. Основная гипотеза, выдвинутая Августом Вейсманом ещё в 1880-е годы и всесторонне обоснованная академиком В.П. Скулачёвым и др., — наличие запрограммированного на генетическом уровне умирания целого организма. В.П. Скулачёв назвал его феноптозом по аналогии с апоптозом — запрограммированным умиранием отдельной клетки. В отличие от апоптоза, феноптоз изучен всё ещё далеко не достаточно.

В докладе Максима Скулачёва меня поразили два эмпирических (полученных путём наблюдения) графика. По оси Х отложены года жизни организма, по оси Y — вероятность умереть в этом возрасте. Первый график относится почти ко всем многоклеточным организмам, включая человека, и представляет собой экспоненту — быстро растущую функцию. Её ход означает, что вероятность умереть быстро растёт со временем жизни и в конце концов достигает 100%. Второй график относится к очень немногим видам растений и животных (включая млекопитающих) и представляет собой прямую, параллельную оси Х. Это означает, что вероятность смерти таких организмов не увеличивается с возрастом и остаётся малой. Иными словами, такие организмы жили бы вечно, если бы не несчастные случаи.

Лаборатория Максима Скулачёва занимается поиском и проверкой химических средств, способных сломать генетическую программу феноптоза человека. Лаборатория достигла известных успехов и продолжает проверки на крысах (то, что происходит с ними в 1,5 лет, с человеком происходит в 70 лет). Поскольку грантов на научные исследования было недостаточно, Максим Скулачёв основал на её основе коммерческое предприятие и получает инвестиции заинтересованных лиц и организаций.

В заключение докладчик высказал оригинальную мысль: восстание машин уже началось. Это мы, люди, будучи машинами, восстали против генов.

(06) Научно-популярная книга В.П. и М.В. Скулачёвых и Б.А. Фенюка «Жизнь без старости» (М.: Эксмо, 2014), упомянутая в докладе Максима Скулачёва. Её можно читать онлайн по ссылке https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/910739740/.

«Любовь и смерть пивных дрожжей» — название одного из разделов этой книги, смысл которого был разъяснён в докладе Максима Скулачёва.

Сайт проекта «Ионы Скулачёва»: www.skq.one

(07) Российская государственная библиотека, 2019.06.05.

Протоиерей Андрей Дударев — клирик храма в г. Пушкино, директор Дачи-музея В.В. Маяковского. По его словам, Маяковский верил в воскрешение и выразил свою веру в поэме «Про это». Друг Маяковского, футурист Василий Чекрыгин (1897—1922), был учеником Николая Фёдорова и автором графического цикла «Воскрешение мёртвых» (1921—1922) и теоретического труда «О Соборе Воскрешающего музея» (1921).

Прот. Андрей Дударев выступил с пленарным докладом «“Не бывает бывших кладбищ” (патр. Кирилл). Опыт восстановления снесённых погостов». Рассказал и показал, как с помощью втыкаемого в землю щупа обнаруживает захоронения, как идентифицирует черепа. Его деятельность вызывает недоумение у многих, включая коллег-священников, — у тех, кто сегодня боится всего, боится любых инициатив, живя по принципу «больше спишь — меньше грешишь».

(08) Российская государственная библиотека, 2019.06.05.

Евгений Владимирович и Серафима Евгеньевна Кучиновы из г. Кстово Нижегородской области. Евгений (зав. лабораторией Écrits Нижегородского педагогического университета им. К. Минина; Google-переводчик перевёл французское «Écrits» как «писанина», что кажется мне симптоматичным) составил и прокомментировал, а его дочь Серафима иллюстрировала сборник работ пананархистов-утопистов братьев Вольфа и Абы Гординых. Запечатлён момент презентации изданной благодаря им книги: Страна Анархия. Утопии Братьев Гординых. — М.: Common place, 2019. 302 с. По словам Евгения, подлинная фамилия Гординых — Гордоны, и среди многочисленных направлений космизма они представляют иудейский космизм.

В подтверждение цитирую фрагмент беседы Е. Кучинова с художником Арсением Жиляевым (https://nosorog.media/interview/razboy_voobrazheniya): «…космизм всё-таки не исчерпывается одним Фёдоровым, не исчерпывается только лишь религиозным (христианским) космизмом. Есть, скажем, атеистический космизм Богданова, у него иная генеалогия, он не восходит к философии общего дела; есть иудейский космизм Братьев Гординых, есть Святогор, который энергично противопоставлял свой биокосмизм философии общего дела. Я хочу сказать, что движение космизма очень разношёрстно, оно не исчерпывается фёдоровским проектом, его связь с религиозными истоками неоднозначна, и сравнение с Реформацией всю эту сложность несколько скрадывает».

В этом году была издана ещё одна книга братьев Гординых «Анархия в мечте: Публикации 1917–1919 годов» со статьёй Л. Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» (Сост. С. Кудрявцев. М.: Гилея, 2019). Как видно, (пан)анархизм сегодня в цене и, безусловно, актуален в России, которой под занавес остаётся испытать на практике и эту разновидность утопии. Поэтому надо благодарить издателей и грантодателей за их мудрую политику, способствующую продвижению заразительных идей анархизма в молодёжной среде.

Презентация состоялась в РГБ вечером 2019.06.05, а днём Е. Кучинов выступил там же с пленарным докладом «Мысль Н.Ф. Фёдорова в свете «спекулятивного поворота»». К сожалению, большая часть времени доклада была потрачена, на мой, может быть, невежественный взгляд, впустую, ибо автор начал с многословного обсуждения поворота как такового и поворота самого поворота, хотя с точки зрения риторических правил изобретения речи (инвенции) такое начало было, по-видимому, блестящим. Главная мысль второй части доклада, если я правильно её понял, сводится к трём тезисам.

1) Основная идея творцов «спекулятивного реализма» (Мейясу, Хармана и др.) заключается в предложении «давайте вообразим, что из Вселенной исчез человек, исчез субъект, и посмотрим, как изменится философия». (Очевидно, — замечаю уже я, — это и будет философия «спекулятивного реализма»; но только я плохо понимаю, как надлежит мыслить философию в предположении отсутствия философствующего субъекта).

2) Николай Фёдоров высказывал мысли об одушевлённости вещей, которые обычно считаются мёртвыми. (Я бы добавил, что Фёдоров тем самым возрождает древний гилозоизм, что было характерно и для его ученика К.Э. Циолковского, одушевлявшего атомы).

3) Из первых двух тезисов якобы следует третий: Фёдоров конгениален «спекулятивному повороту».

В приватной беседе с Е. Кучиновым 2019.06.06 во время отъезда из Москвы в Рязань я пытался выяснить у него суть «спекулятивного реализма» и, в частности, спросил, является ли эта философия возрождением гилозоизма, но объяснений по существу не получил, несмотря на доброжелательную словоохотливость молодого талантливого ритора.

Сергей Антаков. Доклад "Неявная математическая и этическая модель в основаниях учений космистов ХХ века"

(09) Институт философии РАН, 2019.06.06.

Моё выступление с докладом «Неявная математическая и этическая модель в основаниях учений космистов ХХ века». К сожалению, название доклада не вполне точно, поскольку, во-первых, математический аспект этой модели выражен явно, а во-вторых, речь идёт о космистах второй половины ХХ — начала ХХI веков.

Аннотация доклада (я, как и все участники Чтений, был ограничен в ней 100 словами):

«Идея преобразования Вселенной, выдвинутая первым поколением русских космистов, была развита мыслителями, исходившими из модели уже не стационарной, но расширяющейся Вселенной, которая была введена в науку Ж. Леметром (1927). Она актуализировала проблему физической (в частности, тепловой) смерти Вселенной. Проблема, необходимость решения которой понимали Н. Фёдоров и К. Циолковский, получила парадоксальное решение в «теории точки Омега» американского космиста Ф. Типлера (1995). В основании этого решения, как и в основаниях эволюционной теологии Тейяра де Шардена (1955) и теории космического субъекта В.А. Лефевра (1996), лежит фундаментальная математическая модель предела, проявившая себя уже в апориях Зенона и имеющая, как можно показать, основополагающее этическое содержание».

В своём докладе я говорил также об Эпикуре, Х.Л. Борхесе, неокантианцах-баденцах и П.И. Новгородцеве. Этот доклад, как и близкий к нему доклад Егора Шушакова, вызвал горячие обсуждения. Как оказалось, слушатели впервые узнали от нас о теологии Ф. Типлера, которую я отношу к ультракосмизму.

2019.06.06. Институт философии РАН. Выступает Егор Шушаков

(10) Институт философии РАН, 2019.06.06.

Выступает Егор Шушаков, соискатель кафедры философии религии философского факультета МГУ.

(11) Егор Сергеевич Шушаков выступил с очень близким мне докладом «Сравнительный анализ взглядов на проблему воскрешения Н.Ф. Фёдорова и Ф. Типлера». Его блестящее выступление было соотнесено слушателями с моим и, как я уже сказал, вызвало большой интерес у слушателей.

(12) Рязанская научная библиотека, 2019.06.07.

Рудольф Бьеран — доктор физики, научный сотрудник Центра Гранже (Франция), бегло и понятно говорящий на русском языке, выступил с докладом «Космический императив Н.Ф. Фёдорова от XIX до XXI века». Он рассказал, что пишет трилогию о русском космизме. Первая книга трилогии посвящена космизму XIX века и недавно издана. Он показал её экземпляр. Вторая книга будет посвящена космизму прошлого века, третья — космизму уже нашего века. Этот молодой человек, искренно любящий Россию и ставящий своей целью распространение идей русского космизма во Франции, вызвал большую симпатию у слушателей.

(13) Рязанская научная библиотека, 2019.06.07.

На встрече с читателями — Борис Тимофеевич Евсеев (1951) — писатель и визионер, представил свои книги, в том числе последнюю — «Очевидец грядущего» (М.: Эксмо, 2018. 538 с.). Эту книгу я купил перед самым отъездом на Чтения в интернет-магазине за смехотворно малую цену (80 руб. плюс доставка 79 руб.) и начал читать за день до встречи с писателем. Больше всего вопросов автору задавала Анна Горская, тоже читавшая книгу и взволнованная ею. Я уже частным образом беседовал с Борисом Евсеевым в Ключах, и он подтвердил свои пророчества, высказанные в «Очевидце грядущего», — те, которые я обнаружил в начале книги.

Хотел бы я ещё прочитать «Отречённые гимны» Бориса Евсеева. Автор рассказывал о них: «Свой дебютный роман, замыслом которого в начале 1990 году с отцом Александром <Менем> в электричке поделился — я так и назвал: «Отреченные гимны». Это был первый в русской литературе роман о мытарствах души. Причём не в метафорическом, а в самом что ни есть реально-физическом смысле. Из прикосновений к «запределу», абсолютно неожиданно для автора, в том романе, завершённом в 1999 году, всю третью часть заполнили сцены гражданской войны на Украине. Причём в подробностях, до изумления напоминающих события нынешние: Мариуполь, Азов, некоторые появившиеся в 2014 году донбасские лица, сросшееся название двух непризнанных республик, всё это уже существовало в 1999-м!» (http://www.rewizor.ru/literature/interviews/boris-evseev-pryamovidenie-izmenit-mir/).

(14) Рязанская научная библиотека, 2019.06.07.

На встрече с читателями — Анатолий Андреевич Ким — писатель, почти все книги которого я прочитал. В день встречи (7 июня) ему оставалась всего неделя до 80-летия (день рождения писателя — 15 июня 1939 года). Был он бодр и полон сил, о его славном юбилее я с удивлением узнал позднее. На фото рядом с ним сидит его жена и помощница.

Когда я дал ему для памятной подписи роман «Онлирия» (М.: Текст, 2000. 190 с.), который специально захватил с собой из дома для этого случая, он с радостью встретил его и спросил: «А правда, эта книга не похожа ни на какую другую?» Я мог понять вопрос так, что он подразумевает место «Онлирии» в мировой литературе, но ответил: «Эта книга похожа на ваши романы «Остров Ионы» и «Радости рая», но лучше их». Я думал при этом о той авангардистской тенденции к особой, свойственной только Киму бессюжетности, которая едва наметилась у него ещё в «Отце-лесе» и расцвела махровым цветом в «Радостях рая» — большом романе, в целом показавшемся мне очень скучном, чтение которого временами давалось мне с трудом. В отличие от него, «Онлирию» сразу же захотелось перечитать когда-нибудь.

2019.06.07. Рязань, памятник Сергею Есенину

(15) Рязань, памятник Сергею Есенину.

Виктор Леонидович Грушо-Новицкий

(16) Сасовский краеведческий музей, 2019.06.08.

Художник Виктор Леонидович Грушо-Новицкий снят мною рядом с написанной им копией портрета старца, отождествляемого с Николаем Фёдоровым. В сети информируют, что картина написана С.А. Коровиным в 1902 году. «Портрет Фёдорова работы Леонида Осиповича Пастернака долго считался единственным. Но недавно в запасниках Музея истории Москвы обнаружен еще один портрет Фёдорова, работы С.А. Коровина. Предполагают, что Коровин тоже рисовал Фёдорова украдкой и, судя по портрету, во время молитвы» (http://bukvitsa.com/20113/bzhzl_131023500_23_liht.html). Но В.Л. Грушо-Новицкий сказал мне, что это, скорее всего, портрет выдающегося скульптора С.Т. Конёнкова (как я потом узнал, законченного мистика, тайно, через свою жену, причастного также к глобальным политическим коллизиям ХХ века). Правда, если картина написана в 1902 году, то Конёнкову тогда было около 26 лет и он не мог быть похож на старца. С другой стороны, можно ли было нарисовать такой портрет украдкой (хорошо известно, что Н. Фёдоров принципиально не разрешал себя фотографировать и не позировал художникам)? Хотелось бы знать, как была атрибутирована эта картина.

2019.06.08. Сасово. Кристина Праньич (Словения)

(17) Сасово, 2019.06.08.

Кристина Праньич, доктор филологии, Словения, Любляна. Подбородок украшен пирсингом. Прекрасно говорит по-русски. Выступила 2019.06.06 (второй день Фёдоровских чтений) в Институте мировой литературы РАН с секционным докладом «Космическое сознание в словенской и русской литературах».

Также выступила 2019.06.08 в Муниципальном культурном центре г. Сасово с рассказом о продолжающемся информансе (и спектакле) «Орбитальная осцилляция: Постгравитиарт 1995—2045» — арт-проекте, инициирующем преобразование космического пространства посредством искусства. Авторы уникального проекта — Дуня Зупанчич, конструктор постгравитационного искусства и дизайнер пространств в невесомости; Миха Турчич, соучредитель и директор «Культурного центра европейских космических технологий» (KSEVT); Драган Живадинов, соучредитель творческого объединения «Neue Slowenische Kunst» и конструктор постгравитационного искусства.

Продолжительность спектакля «Постгравитиарт 1995—2045» — 50 лет, он играется каждые десять лет, начиная с 1995 года. Создателями задумано, что если кто-то из четырнадцати актеров умирает, на следующем показе его заменяет технологический субститут. Если умирает актриса, ее реплика заменяется мелодией, а если умирает актер, его реплика заменяется ритмом.

Последний показ должен состояться в 2045 году, когда, возможно, никого из актеров не останется в живых, и тогда на сцене останутся только технологические абстрактные образы актеров и музыка, которые Драган Живадинов с помощью космического аппарата отправит на экваториальную орбиту и разместит вокруг планеты Земля в четырнадцати точках. Технологические субституты — искусственные спутники будут исполнять телелогические информансы.

Цитирую статью Кристины Праньич «Культурализация вселенной. Вертикальный сдвиг координат культуры» (2016):

«Культурный центр европейских космических технологий или, сокращённо, KSEVT, находится в городе Витанье, недалеко от Любляны, <…> и является центром исследования по культурализации вселенной. KSEVTв первую очередь борется против коммерциализации и военизации космического пространства и выступает за включение культурной программы как необходимой части разработки и осуществления космической программы. <…> KSEVT берёт темы и планы из прошлого, чтобы осуществить их в настоящем и объявить, что последует в будущем. В первую очередь, его историческими источниками являются русский космизм, русский авангард начала ХХ века и работы многих мировых и отечественных мыслителей, исследовавших возможность путешествия в космос».

Статьи Кристины Праньич: «Культурализация вселенной. Вертикальный сдвиг координат культуры» и «Постгравитационное искусство».

Презентация доклада Кристины Праньич: «Русский космизм и постгравитиарт» (2016).

(18) Село Ключи, родина Николая Фёдорова.

(19) Ключи, 2019.06.09.

It’s me, o Lord.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *